Водителям такси могут разрешить работать на личных нелокализованных автомобилях
Водителям такси в России могут разрешить работать на личных нелокализованных автомобилях — инициативу группы депутатов Госдумы поддержало правительство. В отношении таких таксистов будут действовать два требования — владение транспортным средством более шести месяцев и использование машины без привлечения третьих лиц. Законопроект предлагает установить квоту для этой категории водителей в размере не менее 25% от общего числа транспортных средств, зарегистрированных в региональном реестре такси
Водителям такси могут разрешить работать на личных нелокализованных автомобилях, если они владеют автомобилем не менее шести месяцев и используют его без привлечения третьих лиц. Соответствующую инициативу группы депутатов Госдумы поддержало правительство России, сообщает РБК со ссылкой на источники, знакомые с решением, и подтверждает источник Forbes.
Депутаты также предложили установить квоту для таких таксистов в размере не менее 25% от общего числа автомобилей, зарегистрированных в региональном реестре такси. В случае принятия проекта закона, он будет действовать до 1 января 2033 года.
Один из собеседников РБК пояснил, что мера поможет обеспечить «поэтапный и сбалансированный переход к требованиям локализации». Предполагается, что квоту таксистов, чьи личные автомобили не соответствуют требованиям закона о локализации автомобилей в такси, будет каждый год устанавливать Минтранс. Лимит на 2026 год предлагается определить исходя из количества автомобилей, внесенных в реестр по состоянию на 28 февраля 2026-го, а начиная с 2027 года — по числу транспортных средств, зарегистрированных на 31 декабря предыдущего года. Источники РБК добавили, что правительство поддержало инициативу с оговорками — в нем предстоит прописать критерии установления квот и уточнить понятия «региональная квота» и «нераспределенный объем квот».
Авторы законопроекта отмечали, что без уточнения режима для личных автомобилей из отрасли такси может уйти значительная часть самозанятых — 51%. Это приведет к дополнительной нагрузке на рынок, снижению налоговых поступлений на 25 млрд рублей ежегодно и росту теневого сектора, указывали депутаты.
Закон о локализации такси был принят в России 13 мая и вступает в силу с 1 марта 2026 года. Согласно закону, для включения автомобиля в соответствующий реестр необходимо, чтобы транспортное средство было либо произведено в рамках специального инвестконтракта, заключенного с 1 марта 2022-го по 1 марта 2025 года, либо набирало достаточное количество баллов, соответствующее уровню, установленному правительством для госзакупок. Баллы начисляются за производство машин на российских предприятиях и использование российского сырья.
«Ромир» на прошлой неделе сообщил Forbes, что лишь 5% водителей такси в России готовы сменить автомобиль из-за закона о локализации. Продолжить работу таксистом на своем транспортном средстве планируют 42% водителей, при этом лишь у 29% машины отвечают новым требованиям. Исследование компании также показало, что большинство таксистов в стране — 70% — имеют статус самозанятых, и для 69% из них извоз — это основная работа.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в сентябре предупредил, что из-за нового закона отрасль такси могут покинуть 200 000 человек или почти 20% водителей. Профсоюз «Новый труд» считает, что с рынка может уйти почти 90% подрабатывающих водителей, и на этом фоне стоимость поездок вырастет на 25–50%. «Опора России» в конце октября попросила власти отложить закон до 2030 года.
