«Пятерочка» увеличит франчайзинговую сеть на 65% и будет развивать мастер-франшизу

В первом полугодии 2025-го «Пятерочка» открыла 79 франчайзинговых магазинов, а до конца года планирует запустить в общей сложности 300 таких точек, рассказал журналистам директор департамента франчайзинга розничной сети Михаил Кольцов. Таким образом, к концу года их станет почти на две трети больше, чем было в декабре 2024 года. Сейчас в сети 540 франчайзинговых торговых точек и около 23 000 собственных.
Партнерские магазины «Пятерочка» с 2018 года работают по модели обратной франшизы, когда компания берет на себя основные функции управления магазином — формирование ассортимента, ценовую политику, закупки, доставку, маркетинг и т.д., а партнер ежемесячно получает агентское вознаграждение в процентах от выручки торговой точки. Существенное преимущество такой модели еще и в том, что партнеру не нужно выкупать товарный запас — все товары на складе стоимостью около 5 млн рублей принадлежат «Пятерочке», а магазин их реализует, объяснил Кольцов.
С 2022 года, когда «Пятерочка» выделила франчайзинг как отдельное стратегическое направление, темп открытий увеличивается: если тогда было открыто по этой модели 60 магазинов, то в 2023-м — уже 90, а в 2024-м — 172, отметил он. По его словам, активнее всего партнеры открывают магазины по франчайзингу в Московской области, на втором месте — Ленинградская область. Это регионы с высокими доходами населения и хорошим спросом, но более низкими арендными ставками и издержками, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
В тех немногих регионах, где сама «Пятерочка» не работает и у нее нет своего распределительного центра, компания продолжит развивать мастер-франшизу, заключая договор на целый регион с одним партнером, рассказал Кольцов. Работать по этой схеме торговая сеть начала в 2024 году: весной один ее партнер открыл магазины в Якутске, а в декабре другой — в Воркуте. Франчайзи в Якутске уже открыл восемь магазинов, а за три года планирует довести их количество до 30. В Воркуте уже появились пять «Пятерочек», а всего партнер собирается открыть 15 магазинов. Сейчас идут переговоры о мастер-франшизе с партнерами еще в двух регионах, отметил топ-менеджер.
Ситуация на рынке скорректировала планы «Пятерочки»: в начале 2025 года торговая компания сообщала о планах открыть за этот год 400 франчайзинговых магазинов. Есть внешние факторы, которые негативно влияли на желание партнеров открывать магазины — высокая ставка рефинансирования и, как следствие, выгодные депозиты и дорогие кредиты, введение в 2025 году НДС для компаний, работающих на упрощенной схеме налогообложения, объяснил Кольцов.
Дорогое заемное финансирование и общее замедление экономики будут сильно мешать развитию франчайзинга, предупреждал Forbes еще осенью 2024 года основатель аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. Многие франчайзеры столкнулись в этом году с падением франшиз в два-три раза, и лишь немногим удалось превзойти уровень прошлого года, говорил основатель компании Franch Global Сергей Дегтярев. Франшизы продуктовых магазинов как раз среди тех, кому удалось сохранить популярность у инвесторов, — именно за счет них спрос на торговые франшизы в I квартале 2025-го вырос по сравнению с прошлым годом в два с лишним раза, при том что в целом число запросов на франшизы на рынке увеличилось всего на 1%, сообщали аналитики «Авито». Выбор у потенциальных партнеров увеличивается: в «Дикси» сообщали о планах удвоить франчайзинговую сеть в этом году, а «Магнит» запустил франшизу всех своих форматов, включая киоски «Магнит Go» и дрогери «Магнит Косметик». Конкуренция окажет на рынок положительное влияние, «раскачивая» его и привлекая к нему внимание предпринимателей, считает Кольцов. «Пятерочка» рассчитывает выполнить план в 300 открытий по итогам года, отметил он.
