Империя Эльфа: как бывший торговец вымышленной валютой зарабатывает миллионы на раскрутке блогеров

Фото DR
Фото DR
Ярослав Андреев, больше известный как Эльф-торговец, бросил вуз, чтобы продавать валюту в компьютерных играх, исполнял роль клоуна в клипах Little Big, был директором по маркетингу «ВКонтакте». Но настоящий финансовый успех снискал в качестве агента по раскрутке блогеров в YouTube, Instagram, а теперь и TikTok — его компания WildJam за 2019 год получила 167 млн рублей выручки и 5 млн рублей прибыли, а за 2020-й увеличила показатели в несколько раз

Кажется, все, кто смотрел популярные в 2010-х сериалы «Теория большого взрыва» и «Как я встретил вашу маму», помнят загадочного Эльфа-торговца, которому переводчики в каждом эпизоде выражали «особую благодарность». Настоящее имя Эльфа  Ярослав Андреев, серийный предприниматель, который начинал бизнес-путь с торговли валютой в играх Warcraft и Lineage, оставил ради этого институт, затем пытался зарабатывать на елках, цветах и пиротехнике и даже попробовал себя в роли директора по маркетингу всего «ВКонтакте». В конце 2016 года он основал агентство по работе с блогерами WildJam, которое сегодня работает с более чем 300 инфлюенсерами и приносит основателю несколько сотен миллионов рублей выручки в год. При этом в роликах его подопечных довольно часто в позитивном ключе обсуждаются проправительственные мероприятия и события, а источники Forbes на агентском рынке утверждают, что такие заказы Андрееву «спускает» его знакомый Рамис Япаров, директор департамента холдинга «Газпром-Медиа Радио» и участник совета политической партии «Новые люди».

Forbes узнал, как Андреев сумел заручиться доверием именитых блогеров и почему не стесняется рекламировать «похорошевшую Москву». 

Рождение Эльфа

Свое предпринимательское упорство 37-летний Ярослав Андреев, один из самых успешных агентов на блогерском рынке России, связывает с «голодным детством». Он родился и вырос в Санкт-Петербурге в небогатой семье. «В 11-м классе на выпускной я донашивал портфель и рубашку отца, которые он носил когда-то. Колбаса по выходным для нас была счастьем и праздником. Воспоминания об этом до сих пор во мне сидят и не дают мне успокоиться», — рассказывает Андреев.

В 16 лет он, поссорившись с родителями (отец к тому моменту оставил семью), ушел из дома. Полгода, по собственным словам, ночевал у друзей и в компьютерных клубах, затем отец арендовал для него квартиру на окраине Петербурга. В обмен на это Ярослав по настоянию отца поступил на инженера-кибернетика в Санкт-Петербургский государственный технологический институт, но вскоре решил сменить специальность на «айтишную» — перевелся на факультет информационных систем в коммерческом менеджменте в Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права.

Еще на первых курсах Андреев стал продавать другим пользователям игровую валюту, которую сам же копил в играх Warcraft, Lineage, Diablo 3, Star Wars и пр. Поначалу затея приносила не больше $100 в месяц, но со временем число клиентов серьезно выросло. Он создал сайт elfmoney.ru и назвал проект магазином Эльфа-торговца (работал от имени ООО «Фризтайм», которое существует до сих пор). «Эльф это был мой игровой ник, потому что мне нравились эльфы, а торговец — потому что я торговал валютой», — объясняет логику Ярослав.

К 22 годам проект приносил ему уже по $1500 в месяц. «Для сравнения: наш препод по экономике зарабатывал в месяц по $600-800. Она говорила: «Ярослав, у тебя есть мозги, тебе надо учиться». А я ее спрашивал: «Зачем мне учиться, если преподаватель с высшим образованием по экономике зарабатывает $600-800, а я, будучи никем, зарабатываю больше?», — вспоминает он. Вуз Андреев так и не окончил — сделал выбор в пользу бизнеса. У его магазина Эльфа-торговца появился офис и несколько менеджеров, которые искали поставщиков и покупателей игровой валюты. В 23 года он, по собственным словам, купил себе первый подержанный автомобиль за 300 000 рублей: «Мне казалось, что я король, бог бизнеса, я открыл формулу успеха».

DR
DR

Поймать кураж

В 2008 году бизнес на игровой валюте, по словам Андреева, приносил ему уже по 500 000-800 000 рублей в месяц. Параллельно он стал экспериментировать с другими проектами  пытался продавать елки и пиротехнику зимой, запускал цветочный бизнес, фотостудию. Но ни один из них не выстрелил.

В 2010-м случилось судьбоносное для Андреева знакомство. По наводке приятеля он начал смотреть ситком «Как я встретил вашу маму» и подсел на него. Не знал английского языка, поэтому смотрел сериал с русской озвучкой. Спустя полтора сезона переводы новых серий перестали появляться. Тогда Андреев решил найти компанию, которая занималась озвучкой, и узнать, в чем дело.

Объем рынка рекламы на YouTube вырос в 3,5 раза по итогам года

Переводом «Как я встретил вашу маму» занималась студия «Кураж-Бамбей» в лице основателя и единственного сотрудника Дениса Колесникова. «Он ответил мне, что собирает донаты [пожертвования] от желающих и продолжит перевод, как только соберет необходимую сумму, — вспоминает Ярослав. — Я ему предложил просто заплатить наперед, чтобы он догнал американский график выхода серий. Он тогда спросил: «А зачем тебе это надо?» Ну а мне просто очень нравился сериал». Колесников в беседе с Forbes этот разговор с Андреевым подтвердил.

Мне казалось, что я король, бог бизнеса, я открыл формулу успеха

Первый донат Андреева, по словам Колесникова, составил 2500 рублей. «Чтобы все было по справедливости», Денис стал упоминать Эльфа-торговца как спонсора в начале каждой переведенной серии «Как я встретил вашу маму» и других озвученных сериалов. Такое взаимовыгодное сотрудничество, по словам Дениса, продолжалось «пару лет точно». Размер дальнейших выплат он не помнит. По словам Андреева, это были десятки тысяч рублей в месяц.

Благодаря упоминаниям в сериалах со временем «Эльф-торговец» стало именем нарицательным. «Кто, как и я, смотрел тогда сериалы в переводе этой студии, не раз слышали фразу «Особая благодарность Эльфу-торговцу», — говорит в беседе с Forbes Максим Задворнов, бывший пресс-атташе музыкального лейбла Black Star, который познакомился с Андреевым позднее. Упоминание Эльфа-торговца в сериалах, озвученных «Кураж-Бамбеем» — «грамотный ход Ярослава с точки зрения построения личного бренда», считает Колесников. «Тут ничего не рекламировалось, но зато выражалась «особая благодарность». Спустя несколько месяцев это настолько закрепилось в головах зрителей, что мне стали постоянно задавать вопросы: «Кто это такой? Это твой дилер, Денис? За что ты его благодаришь? Хорошую дурь подгоняет?» Но я никогда ничего не употреблял, от слова «совсем», — говорит основатель «Кураж-Бамбея». 

Все это способствовало росту аудитории магазина игровой валюты Андреева. «Поисковый запрос приводил людей прямо в магазин. Расчет был верный», — говорит Колесников. Среди этой аудитории оказался и основатель Aviasales Константин Калинов (умер в 2016 году), который тоже смотрел сериалы с озвучкой «Кураж-Бамбея» и слышал там об Эльфе-торговце, уверяет Андреев. В начале 2010-х предприниматели познакомились лично: Андреев полетел в отпуск в Таиланд, куда еще в конце 2000-х переехал вместе с офисом Aviasales Калинов, и предложил ему встретиться. «Просто написал Косте в Twitter: «Привет! Ты вроде как в Тае. А я вот тоже лечу. Давай познакомимся!» Калинов, со слов Андреева, на встречу согласился, и они быстро подружились. 

Пустили в оборот: сколько блогеры тратят на производство и продвижение на YouTube

Спустя несколько месяцев Калинов стал интересоваться, «как можно попасть с Aviasales» в сериалы с переводом «Кураж-Бамбея». Ярослав свел его с Колесниковым. Aviasales по аналогии с Эльфом-торговцем стал финансово поддерживать озвучки «Кураж-Бамбея» и получать упоминания в начале эпизодов, говорит Колесников. Суммы рекламных контрактов он не раскрывает. По словам Андреева, они составляли сотни тысяч рублей в месяц. В Aviasales подтвердили, что действительно «много работали через Ярослава раньше», но условия работы с ним не комментируют.  

Нетворкер от бога

Благодаря «Кураж-Бамбею» Андреев попал и в тусовку набирающих популярность YouTube-блогеров. На Дениса Колесникова вышли создатели информационно-развлекательного сайта «Карамба ТВ» Максим Голополосов (автор YouTube-канала «+100500», 10,5 млн подписчиков) и Михаил Орлов, предложив ему делать совместные проекты. Андреев, узнав об этом, вызвался играть роль представителя интересов Дениса. 

Создатели «Что было дальше?» стали самыми высокооплачиваемыми видеоблогерами в России

По итогу переговоров Колесников стал озвучивать «Шоу Рея Уильямса Джонсона» и еще ряд переводных проектов для «Карамба ТВ». Андреев, по его собственным словам, договорился с Голополосовым, что тот в обмен на новую технику для съемок выразит благодарность Эльфу-торговцу в одном из выпусков «+100500» (свои траты на технику Андреев не помнит). Голополосов на момент публикации материала на запрос Forbes не ответил, но комментарии о появлении в титрах «+100500» «особой благодарности Эльфу-торговцу» нетрудно найти в сети.

DR
DR

Через Голополосова Андреев познакомился с блогером Русланом Усачевым (2,45 млн подписчиков). В 2012 году при спонсорстве Aviasales они спродюсировали YouTube-шоу о путешествиях «Пора валить». Среди рекламодателей поначалу был только Aviasales, но затем упоминания у видеоблогеров через Андреева стали заказывать, например, сотовые операторы «Билайн» и «МТС». Комиссию за посредничество Андреев, по собственным словам, «иногда брал, иногда нет: все зависело от того, как договоришься». Доверяли видеоблогеры Андрееву потому, что в начале 2010-х подбор спонсоров и рекламодателей для них был «достаточно болезненной историей», считает Максим Задворнов. «Крупные компании сложно заходили в YouTube, резали косты [затраты], боялись рисковать большими деньгами. Ярослав был тем человеком, который снял с блогеров головную боль поиска денег, переговоров и оформления сделок, а брендам сумел правильно объяснить, за что именно они платят и что получают взамен». Помогали в завоевании доверия и личные качества Андреева, полагает Колесников: «Ярослав очень общительный и деятельный человек, поэтому строить нетворкинг для него в приоритете всегда. И это давало свои плоды. Он умеет убеждать и находить нужные ключи к каждому, с кем общается».

Несмотря на стремительно развивающийся блогерский бизнес, магазин Эльфа-торговца приносил предпринимателю, с его слов, больше средств. Отчетность по ООО «Фризтайм», за которым закреплен сайт магазина игровой валюты, в СПАРК доступна только с 2014 года. Тогда его выручка и прибыль составила около 5 млн рублей и 500 000 рублей соответственно. «К 2014-му доходы немного упали. Пик, когда бизнес приносил порядка одного миллиона в месяц, пришелся на 2008-2010 годы», — говорит Андреев.

Бобры, утки, клоунада

В начале 2010-х Андреев успел поучаствовать еще в нескольких, далеких от рекламы и торговли валютой, проектах. Например, по собственным словам, он запускал кафе «Бобры и утки» на Пятницкой вместе с «крупным ресторатором», имя которого не называет. Ни одного юрлица с соответствующим видом деятельности на Андреева никогда зарегистрировано не было, но он уверяет, что ему в «Бобрах и утках» принадлежало 25%. «Долгое время, в силу, наверное, своей глупости, я к бумажкам относился не с уважением и ценностью, а с отрицанием. Поэтому, думаю, в этом и других проектах тех лет мы договаривались не на бумаге, а на словах», — объясняет он.

В сети есть упоминание того, что совладельцем «Бобров и уток», а также ресторанов «Жан-Жак» и «Джон Донн» является Петр Гланц (настоящая фамилия — Иващенко), российский актер дубляжа, а с 2020-го — официальный голос телеканала СТС Love. По данным СПАРК, Гланцу действительно принадлежало или принадлежит несколько юрлиц с ресторанным видом деятельности — в частности, ООО «Стрэнд», экс-собственник товарного знака «Джон Донн». Гендиректором в некоторых из них была Елена Соколова, которая сейчас является собственником ООО «То что надо» — компании, которая владеет товарным знаком «Бобры и утки». Гланц и Соколова на запросы Forbes на момент публикации не ответили. Андреев комментировать причастность Гланца к запуску общего ресторана отказался.

Спустя полтора-два года после запуска ресторана Андреев, по собственным словам, вышел из проекта: «Я понял, что никак в нем не участвую, и попросил выкупить мою долю». Сумму сделки он не раскрыл.

В 2013 году Андреев успел засветиться еще и как участник музыкальной группы Little Big. Благодаря дружбе с блогерами познакомился с Алиной Пязок, режиссером клипов Little Big. «Мне звонит Пязок и говорит: «Ярослав, мы снимаем прикольный видос для YouTube, где будем обстебывать стереотипы России. Нам нужен клоун — улыбчивый, злорадный. В общем, мы так подумали, что круче, чем тебя, в этой роли мы никого не видим», — вспоминает Ярослав. — Я еще был тогда с брекетами и много улыбался — видимо, это и привлекло».

В 2013-м он сыграл эпизодическую роль клоуна в первом клипе группы Little Big на композицию Everyday I'm Drinking. В 2014-м группа выпустила первый альбом With Russia From Love с клоуном в составе. Тогда же зарегистрировала ООО «Литл Биг», 14% которого, по данным СПАРК, отошло Андрееву. По его словам, прибыли от деятельности Little Big артисты тогда не получали, но вкладывались в развитие вместе.

DR
DR

В группе Андреев не пробыл и года: в конце 2014-го вышел из проекта, потому что «не чувствовал своего вложения в эту группу как полноправного участника». «Я не умею петь, не умею записывать музыку, я не творец», — объяснял Андреев причину ухода в интервью Василию Ящуку, основателю агентства Players. 

Свою долю в ООО «Литл биг» Андреев, по собственным словам, продавать не стал. «Мы дружили, это было бы смешно. Решили, что проще ребятам открыть новую компанию с новой структурой владельцев», — говорит он. В 2015-м ООО «Литл Биг», по данным СПАРК, прекратила существование. 

Магия голубой галки

Незадолго до выхода из группы Андреева позвали на должность директора по маркетингу во «ВКонтакте». Он принял предложение и с конца 2014 года занялся привлечением к аудитории «ВК» звезд и блогеров. «Я ощущал себя мелким предпринимателем, который очень много в этой жизни не понимает и не знает. Очень в себя верил, но сомневался. Казалось, такая строчка в резюме поможет мне», — поясняет он.

К этому времени разовую помощь блогерам с поиском рекламодателей он стал оказывать через агентство «Абрикос Медиа», которое основал вместе с Никитой Смирновым (40%), другом-айтишником, помогавшим делать сайт Эльфа-торговца, и двумя блогерами — Максом Брандтом (30%) и Константином Павловым (30%). Сам он доли в компании не получил. «У нас были определенные договоренности, которые в итоге не получилось реализовать в том виде, в котором было задумано», — в общих словах объясняет он. Смирнов, Брандт и Павлов на запросы Forbes не ответили.

Среди клиентов «Абрикоса» были Настя Герц (1,36 млн подписчиков в YouTube), Ян Гордиенко (4,49 млн подписчиков), Карина Каспарянс и еще «с десяток» инфлюенсеров, говорит Ярослав. За агентскую деятельность «Абрикос» брал 10-30% комиссии от суммы рекламных контрактов.

Работая во «ВКонтакте», агентством Андреев почти не занимался, но часть прибыли, по собственным словам, получал как инвестор и сооснователь. В 2016 году выручка «Абрикос Медиа», по данным СПАРК, составила около 16 млн рублей, прибыль — 79 000 рублей. В 2017-м показатели достигли 101,5 млн рублей и 5,1 млн рублей соответственно.

Битва за зумеров: как Instagram хочет забрать аудиторию TikTok

В 2015-м Андреев стал директором по работе с партнерами «ВК», а в январе 2016-го объявил об уходе. «Увидел, что блогерский рынок растет очень быстро, и моя предпринимательская жилка меня подтолкнула, — объяснял он в интервью «Медузе». — Мне показалось, что в «ВК» я сделал все, что было нужно». 

Именно в «ВК» он познакомился с основной блогерской тусовкой — теми, кто впоследствии стал клиентами его агентства WildJam, говорит источник Forbes в одном из агентств по работе с блогерами. До «ВКонтакте» взаимодействие Андреева с блогерами было единичным: «он скорее поддерживал проекты, которые ему нравятся, а работая в компании, смог накопить определенный авторитет», соглашается с ним Василий Ящук из Players. «Тогда был очень важен вопрос галочек — все [блогеры] хотели получить официальную галку во «ВКонтакте». Ярослав оказывал в этом содействие и, таким образом, выстраивал образ человека, который помогает блогерам. Это краеугольный камень, который лег в основу [карьеры Андреева как агента]», — считает Ящук.

МЕМ и Джем

После «ВК» Андреев успел поработать с продюсером Таймуразом Бадзиевым над запуском MEM Agency — агентства по раскрутке телезвезд (среди клиентов, например, была Екатерина Варнава) в соцсетях. По словам Бадзиева, Андреев в MEM Agency возглавил отдел SMM. Предприниматель взял его в команду потому, что их общий знакомый, экс-глава телеканала ТНТ4 и креативный директор «МАТЧ ТВ» Гавриил Гордеев, «замолвил за Ярослава словечко». «Он действительно нам помог, круто ладил со звездами», — комментирует Бадзиев.

В МЕМ Agency Андреев тоже не задержался: спустя несколько месяцев решил вернуться в собственный блогерский бизнес. Но к тому времени отношения между членами «Абрикос Медиа» стали портиться, говорит источник Forbes, близкий к Андрееву. «Мы не смогли договориться между собой о дальнейшем развитии компании и решили идти каждый своей дорогой, — объясняет Андреев. — Ребята занимались только YouTube, а я хотел развивать вообще все сферы: и агентский бизнес, и Instagram, и что-то еще. Мы договорились, как эту историю закрыть так, чтобы всем было хорошо».

Как раскрутиться в TikTok: пошаговая инструкция от продюсера самых популярных русскоязычных блогеров

В конце 2016-го предприниматель в одиночку открыл агентство WildJam «на базе старых клиентов, которые были на меня завернуты». На каких конкретно условиях он расстался со Смирновым, Брандтом и Павловым, Андреев не комментирует, но уверяет, что обошлось без конфликтов. 

Первыми блогерами, рекламу у которых продавал клиентам WildJam, по словам Андреева, стали Дима Масленников (9,2 млн подписчиков на YouTube) и Николай Соболев (5,1 млн подписчиков на YouTube). Первыми рекламодателями  бренды Danon, Coca-Cola и другие, говорит Ярослав. Впоследствии в пул «эксклюзивных» инфлюенсеров — партнеров агентства (работают только с WildJam) добавились Гусейн Гасанов (1,3 млн подписчиков на YouTube, 16,1 млн подписчиков в Instagram), Карина Кросс (344 000 и 9,4 млн соответственно) и еще несколько десятков человек. По словам Андреева, WildJam стал брать в виде комиссии за свои услуги в среднем по 10-30% с контрактов на рекламу. Агентская комиссия могла доходить и до 50% в случае, если WildJam продюсировало блогера и вкладывало в него средства (не только соединяло с рекламодателями, но и продумывало его историю, разрабатывало идеи роликов или постов, помогало со съемками и пр).

На этапе запуска, по словам Андреева, у агентства было 10 эксклюзивных блогеров, через год, в конце 2017 — начале 2018 годов, уже 30-40 эксклюзивных блогеров, стоимость рекламных контрактов с которыми составляла 2-4 млн рублей в месяц. По итогам 2018 года, согласно данным СПАРК, выручка ООО «Вайлд Джем», от имени которого работает WildJam, составила 40,7 млн рублей, прибыль 1 млн рублей.

В 2019 году, на пике популярности Instagram и YouTube, Андреев нарастил количество эксклюзивных контрактов с блогерами до более чем 200 (сейчас их 300). Выручка «Вайлд Джема», по данным СПАРК, составила уже 164 млн рублей, а прибыль 5 млн рублей.

В 2020-м началась «новая эра» — WildJam стал сотрудничать с TikTok-блогерами Даней Милохиным и Никитой Левинским, а весной запустил свой TikTok-дом Dream Team House по образу американского дома тиктокеров Hype House. По словам самого Андреева, на фоне TikTok-бума (аудитория Милохина за год выросла до 8,5 млн человек, а на аккаунт Dream Team House подписались 7,2 млн подписчиков в TikTok, 3,7 млн подписчиков в Instagram и 2,7 млн подписчиков в YouTube) выручка и прибыль WildJam в 2020-м выросли в несколько раз по сравнению с показателями 2019 года.

Источник Forbes, близкий к WildJam, знает, что оборот всех рекламных контрактов, прошедших через WildJam в 2020-м, составляет как минимум 700 млн рублей. В 2019-м прибыль агентства, по данным СПАРК, составила около 3% от выручки, и если в 2020-м году компания работала с той же рентабельностью, то ее прибыль могла составить порядка 21 млн рублей.

Москва похорошевшая 

Василий Ящук из Players считает, что главный секрет агентского успеха Андреева в том, что он вовремя переключается с одного тренда на другой. «Тут нет никакой романтики. Это абсолютно рациональная смена партнеров и вектора дружбы. Он уделяет максимальное внимание тому, что сейчас на хайпе», — рассуждает Ящук.

Три источника Forbes в разных блогерских агентствах уверены, что успехи WildJam во многом связаны еще и с госзаказами, которые выполняло агентство. Так, в начале июля 2018 года в преддверии выборов мэра Москвы сразу несколько видеоблогеров, сотрудничающих с WildJam (Николай Соболев, Тимур Сидельников, Макс Брандт, Костя Павлов), опубликовали ролики, в которых рассказали о преображении Москвы в последние годы, отмечало издание DailyStorm и TJournal

Ловить тренды и смеяться над собой: как бизнесу раскрутиться в TikTok

Андреев наличие политической рекламы у своих блогеров WildJam не отрицает. Инфлюенсеры, сотрудничающие с агентством, с его слов, рекламировали платформу для молодых деятелей искусства «Таврида», конкурсы «Лидеры России», «Капитаны России», «Большая перемена». «Все это не пропаганда, а вполне достойные мероприятия, которые надо было подсветить. На наш взгляд, это все равно, что рекламу Сбербанка назвать госзаказом», — говорит он. Околополитическая реклама, по словам Ярослава, приходит в WildJam не напрямую (через участие в тендерах и Госзакупки), а «спускается как заказ от других агентств». «Мы в данном случае выступаем как субподрядчик других агентств», — добавляет он. 

Один из собеседников Forbes на рынке коммуникационных агентств, знакомый с работой WildJam, утверждает, что на такие заказы приходится «серьезная доля выручки» WildJam: «Вот даже если взять тиктокерские дома очень многие из них закрылись, потому что рекламодатели не сразу пошли в TikTok. А Ярослав уже третий дом делает [после Dream Team House Андреев запустил еще три схожих проекта SweetHouse, SwagTeam (закрылся) и ChillZone. — Forbes]. Его дома живут хорошо, в отличие от других, за счет денег от политической рекламы».

«Дико тусим»: как живут и зарабатывают российские звезды TikTok

Ящук оценивает бюджет контракта, в рамках которого блогеры рассказывали о преображении Москвы, в 20-50 млн рублей. Андреев утверждает, что бюджет этого контракта не помнит. Один из продюсеров и видеоблогеров, пожелавший остаться анонимным, сославшись на беседу с инфлюенсером, которого представляет WildJam, рассказал, что сейчас за месяц у агентства Андреева может быть 4-5 заказов «по отработке инфоповодов» и прямой рекламы правительственных проектов. По словам самого Андреева, подобные околополитические проекты ежегодно составляют не более 5% от оборота компании. 

Крупнейшими частными рекламными клиентами WildJam в 2020 году стали бренды Huawei, Lay’s, «Сбер», «Мегафон», Aliexpress и Visa, говорит Лев Грунин, основатель и гендиректор WhoIsBlogger. 

Partner in crime

Источник Forbes на рынке работы с блогерами утверждает, что доступ к околополитическим заказам WildJam обеспечивает Рамис Япаров, директор интернет-департамента «ГПМ Радио» и участник совета политической партии «Новые люди», образованной основателем Faberlic Алексеем Нечаевым. Япаров в Instagram называет себя «экспертом по блогерам», а в Facebook упоминает, что с 1 января 2018-го до 1 января 2019-го работал исполнительным директором в WildJam. «Чтобы получать деньги и заказы от правительственных структур, ты должен иметь там какого-то доверенного человека, которым в случае с Андреевым является Япаров», — полагает источник Forbes.

Еще один собеседник Forbes в крупном блогерском агентстве тоже знает о партнерстве Андреева с Япаровым. По его словам, Япаров нигде не фигурирует юридически, но речь идет «о глубоком партнерстве по WildJam».

Общежитие для зумеров: что такое TikTok-дома и кто на них зарабатывает

Андреев партнерство с Япаровым и его причастность к поступающим к WildJam госзаказам отрицает: «Рамис никогда не был моим партнером. Он у меня какое-то время работал с клиентами и с блогерами. Потом ушел. Никаких дел у нас сейчас с ним нет точно, — уверяет он. — Если бы он мне приносил госзаказы, я был бы, наверное, рад. Но, увы, он вообще никаких заказов не приносит». Япаров на момент публикации материала на запрос Forbes не ответил.

В 2020 году WildJam стало выполнять еще и функции музыкального лейбла, спродюсировав вместе с блогерами сразу несколько музыкальных композицией. Так, весной, в разгар карантина, Милохин выпустил песню и клип «Я дома» (21 млн просмотров), затем несколько клипов со звездами «Хавчик» с Тимати и Джиганом (25 млн просмотров) и «Дико тусим» с Николаем Басковым (36 млн просмотров). В 2021-м Андреев планирует выделить свой лейбл в отдельную структуру. «[WildJam] уже стал конкурентом классическим лейблам: трек Милохина с Басковым или Тимати и Джиганом — пример того, что артисты видят в этом перспективу», — считает Максим Задворнов. По его мнению, в перспективе доходы Андреева от стриминга и концертов могут сравняться с доходами от продажи рекламы у блогеров.

Дополнительные материалы

Звезды YouTube: рейтинг блогеров с самыми высокими доходами от рекламы