К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Повод открыть шампанское»: что думают рестораторы об отмене ограничений на ночную работу в Москве

Фото Сергея Карпухина / ТАСС
Фото Сергея Карпухина / ТАСС
Сергей Собянин отменил основные пандемические ограничения для работы московских ресторанов — теперь они снова могут принимать гостей ночью. Что думают об этом предприниматели?

С 27 января в Москве перестанет действовать ряд эпидемиологических ограничений, в том числе запрет на работу заведений в ночное время, который лишил многих предпринимателей значительной доли выручки, а также обязательный перевод 30% сотрудников на удаленный режим работы. Новые правила пока действуют только в столице, но эксперты уверены, что губернаторы регионов вскоре последуют примеру Собянина.

Forbes поговорил с рестораторами и узнал, празднуют ли они окончательную победу над локдауном, кому говорят спасибо за возвращение к прежней жизни и почему некоторым послабления уже не помогут.  

«Кто хвалит Собянина, кто господа бога»

Азамат Каримов, владелец Martinez Bar и Rock'n'Roll Bar & Café на Сретенке

 

С утра увидел указ об изменениях в каком-то Telegram-канале. Конечно, рады очень. При этих ограничениях мы, как круглосуточный бар с танцами, теряли 70-80% выручки. Жили в легком минусе. Персонал зарплату получал, но она была смешная: графики прореженные, работы не было. Половину персонала мы растеряли — кто-то от безделья с ума сошел, кто-то нашел работу более стабильную в каком-то ресторанчике, кто-то ушел в другую сферу. Поэтому начинать будем с неполным составом. Но все равно довольны, что ограничения сняли. В соцсетях у себя уже опубликовали эту новость, получаем радостные отклики гостей: кто хвалит Собянина, кто господа бога.

С 70-80% просадкой мы накопили немного долгов (несколько миллионов рублей) перед поставщиками и по зарплате. Даже полный локдаун весной казался несколько легче: арендодатель тогда пошел нам навстречу, понимая, что мы вообще не можем работать. А теперь, когда мы как будто бы работали днем, уступок уже не было. 

 

Люди соскучились. Нам весь период ограничений звонили. Почему-то считали, что уж мы-то точно должны работать ночью, несмотря на ограничения. Поэтому, наверное, все соскучившиеся сейчас прибегут, реализуется отложенный спрос. А дальше посмотрим, все-таки люди с осторожностью пока ходят по общественным местам. 

«Мой бизнес убили»: владельцы ресторанов и ночных клубов о новых ограничениях в Москве

«Я рад неистово»

Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People (рестораны I Like Wine, I Like Wine 2.0, «Рыба моя», Beer & Brut, «Жемчуга»)

 

Я рад неистово. Узнал [о снятии ограничений] только что и сразу придумал закатить вечеринку в I Like Wine. Послабления приняли очень вовремя. Февраль традиционно важен — всего 28 дней, и так выручка меньше, чем обычно. [Отмена ограничений] нас спасет. 

За период запрета на работу после 23:00 мы ничего не закрыли, но работали на грани по некоторым проектам — I Like Wine 2.0 и I Like Wine. Выручка упала по группе на 25-30% по сравнению с октябрем.

Мы надеемся, что сейчас начнется ренессанс. С другой стороны, начнется и «гонка вооружений», сильная конкуренция: все компании ослабли и, разумеется, ринутся в бой именно сейчас. Появились свободные помещения, и можно пытаться завоевать рынок. Я прогнозирую много новых открытий. И если в конце лета — начале осени открытие ресторана выглядело как большой риск, сейчас эта тенденция переломится.

Мы в середине февраля откроем новый проект, вечерне-ночной. Это музыкальное бистро и караоке, и нам жизненно важно работать ночью. 

Также радуют идеи московского правительства об отмене НДС для нашей отрасли — если примут, это будет невероятно круто.

 

«Одни боятся, другие болеют»: столичные рестораторы в октябре потеряли от 30% до 60% клиентов

«Многие просто не дожили»

Василиса Волкова, совладелица «С.И.Д.Р. Групп» (бары Neon Monkey, «Кот Шредингера», «Вермутерия», бар-отель «Ботанист»)

Во всех внутренних чатиках идет бурное обсуждение того, что ограничения сняли. Неожиданно, конечно, что в середине недели. Ничего пока не предвещало послаблений  продлили же действия ограничений на неопределенный срок. Так что это приятный сюрприз для всех нас. 

Запрет ударил по нам достаточно сильно. Декабрь — это обычно банкеты и корпоративы, которых мы оказались лишены. Но люди все равно праздновали — снимали лофты, где могли тусоваться до утра, что было не совсем законно, но никто их почему-то не проверял. 

 

Когда отменили локдаун в июне, мы были в шоке от количества народа, который соскучился по светской жизни. Поэтому июль, август, сентябрь был рост даже по отношению к прошлому году. А в начале октября началась агитация: «Не выходите из дома, это угроза для ваших взрослых родственников». С октября начался медленный спад, а в середине ноября объявили ограничения по времени работы. Выручка упала на 30-60% в зависимости от заведения по сравнению с прошлым годом. Я была вынуждена закрыть караоке-бар «Синематограф». 

Для нас послабления стали своевременными. Но я уверена, что для больших клубов, где традиционно все празднуют корпоративы, период ограничений стал более болезненным— многие просто не дожили. 

Думаю, у нас выручка подскочит сразу же, но вернутся доходы на доковидный уровень в индустрии, боюсь, только в следующем году.

«Такой ад у нас впервые»: как рестораторы оказались на грани краха из-за коронавируса

 

«Сейчас от послаблений ни жарко ни холодно»

Кира Байбакова, cовладелица ресторанов «Полет» и «От и До»

Я узнала об отмене ограничений вчера вечером, так как плотно взаимодействую со многими департаментами Москвы как эксперт и спикер. Сразу подумала: «Боже мой, наконец-то это все заканчивается и у нас появятся вечерние посадки!» В России в целом принято поздно ужинать, так как многие работают до 19-20 часов и, конечно, на ужин имеют возможность прийти только часам к девяти-десяти вечера. По выручке мы просели на 30-35% из-за ночных ограничений. 

Конечно, мне бы хотелось, чтобы послабления пришлись на новогодние праздники, когда люди максимально готовы были встречаться даже маленькими компаниями. Глобально, думаю, на ситуацию с коронавирусом это бы не повлияло. Плюс надо понимать, что в феврале всегда идет спад в ресторанном бизнесе — деньги мы зарабатываем как раз в период праздников. Поэтому, если честно, сейчас лично мне ни жарко ни холодно от этих послаблений.

Думаю, что показатели существенно вырастут только весной — летом, потому что все равно еще есть большая доля людей, которые боятся ходить по ресторанам. К тому же сейчас люди активно вакцинируются — должно пройти время, прежде чем все придут в норму. 

 

Сможем ли мы выйти на докарантинные показатели — вопрос сложный. У нас очень большой минус — в одном из заведений убыток за 2020 год порядка 12 млн рублей. Даже если мы начнем выходить в плюс, то еще года полтора будем покрывать эти долги.

«Обслуживать просто-напросто некого»: почему москвичи не пошли в кафе после снятия режима самоизоляции

«Впервые в истории ресторанного бизнеса февраль может стать лучше января»

Алексей Васильчук, сооснователь ресторанной группы Restart Vasilchuk Brothers (сети «Чайхона №1», Steak it Easy, Burger Heroes, фудмолл «Депо Москва» и др.) 

Я думаю, что каждый из нас следил за статистикой заболеваемости и очень надеялся на то, что скоро правительство снимет ограничения на работу в связи с уменьшением числа заболевших. И это наконец случилось! Мы очень рады.

 

С момента введения этих ограничений выручка по всем ресторанам, в том числе и нашей группы, упала где-то на 35-50%. И это не связано только с работой после 23:00, как я предполагаю. Люди боялись ходить, потому что был рост числа заболевших. Я очень сильно надеюсь на то, что люди сейчас начнут возвращаться в рестораны не только в ночное время, но и в дневное.

В период ограничений мы работали либо в минус, либо в ноль. В основном это была дотационная история  приходилось докладывать деньги из своего кармана. 

Вообще февраль из года в год, по статистике, один из самых плохих месяцев в году для бизнеса. И сейчас мы рассчитываем, что впервые в истории ресторанного бизнеса Москвы февраль может стать лучше, чем январь.

В случае если не будет третьей волны (в чем я сильно сомневаюсь), я надеюсь, что уже к апрелю — маю мы вернемся если не к доковидным показателям, но хотя бы к летним. Я оптимист. Думаю, вакцинированные и переболевшие к нам точно придут. У них есть антитела, и они хотят жить свободно. Остальные, думаю, пока будут с опаской относиться к посещению людных мест.

 

Феномен Патриков: как четыре улицы в центре Москвы зарабатывают миллионы на посткарантинном ажиотаже

«Если где-то произойдет вспышка вируса, всех снова закроют»

Александр Калинин, президент «Опоры России»

Инициатива исходила от Владимира Путина, который в своем выступлении упомянул, что пора снимать ограничения. Буквально через день Сергей Собянин объявил о том, что ограничения в Москве сняты. Сергей Семенович — глава рабочей группы по борьбе с коронавирусом, и губернаторы регионов будут прислушиваться к его решению, поэтому ждем послаблений и там. За это надо сказать спасибо вакцинации — только она поможет забыть про локдаун.

Своим указом Собянин вернул к работе целый сектор экономики, так что да, это повод открывать шампанское. Но не стоит забывать, что требования по безопасности никуда не делись. Сейчас народ активно пойдет в заведения, потому что люди психологически устали от ограничений. И нужно внимательно соблюдать все правила: если где-то по вине предпринимателей произойдет вспышка вируса, всех снова закроют. Так что на фоне позитивных новостей нельзя забывать, что инфекция никуда не делась.

 

При участии Натальи Пешковой

«Чуда не случилось»: в какие кафе и рестораны вернулись клиенты

«Чуда не случилось»: в какие кафе и рестораны вернулись клиенты

Фотогалерея ««Чуда не случилось»: в какие кафе и рестораны вернулись клиенты»
5 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+