К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Добровольно нельзя принудительно: как работодатели убеждают россиян прививаться от коронавируса

Фото Gyorgy Varga / EPA / ТАСС
Фото Gyorgy Varga / EPA / ТАСС
Руководители компаний, на которые распространяется требование об обязательной вакцинации 60% штата, оказались вынуждены в короткие сроки мотивировать людей сделать прививку. В ход идут деньги, призы, повсеместная агитация и даже угрозы. Forbes узнал, какие способы используют российские работодатели, чтобы стимулировать вакцинацию сотрудников

Работодателям не хватает законных способов заставить людей вакцинироваться, говорит в беседе с Forbes президент сервиса SuperJob Алексей Захаров: «И не дай Бог, чтобы такие способы появились. Тогда речь пойдет уже не о работниках, а о рабах». Однако чтобы выполнить требование об обязательной вакцинации, предприниматели и менеджеры многих частных и государственных компаний ломают голову над тем, как мотивировать людей привиться.

Пропускной режим: кто и как сможет попасть в московские рестораны с 28 июня

Информация и агитация

Большинство руководителей призывают сделать прививку в письменных обращениях, рассказывает Алексей Захаров: «Директор шлет письмо всем сотрудникам. Смысл сводится к фразе «Пожалуйста, вакцинируйтесь, иначе нас всех закроют, я разорюсь, а вы пойдете искать новую работу». По мнению Захарова, чаще всего рекомендации сделать прививку «звучат как призывы бросать курить и вставать на лыжи» и почти не действуют на сотрудников.

 

Предприниматели, которые уже сделали прививку, пытаются повлиять на команду личным примером. «Мы давно понимали, к чему все идет, поэтому еще на прошлой неделе разработали агитационную программу», — рассказывает Forbes совладелец сети спа-салонов «Тайрай» Евгений Сабуров. Он сделал прививку сам и вместе с другими привитыми топ-менеджерами компании записал несколько агитационных роликов для команды.

В X5 Group, которая управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Чижик», агитируют прививаться на рабочих совещаниях и с помощью информационных носителей. В магазинах транслируют аудио-ролики, в прикассовых зонах и помещениях для персонала размещены информационные плакаты, рассказали Forbes в пресс-службе ретейлера.

 

Основатель сети ресторанов быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров сделал прививку еще в январе. По словам бизнесмена, и он, и другие прошедшие вакцинацию руководители компании рассказывали об этом сотрудникам. Однако Гончаров убежден, что «мы [руководители] в данной ситуации — не авторитеты». «Мы выступаем от лица бизнеса, и это накладывает свой отпечаток, — рассуждает он в разговоре с Forbes. — Боязливых людей любая агитация с нашей стороны натолкнет на мысль о том, что мы заставляем их сделать прививку, потому что нам это выгодно».

Рассказывать о необходимости прививок должны эксперты, считает Гончаров. Чтобы мотивировать команду прививаться, в Mail.ru Group призвали на помощь врачей, которые ответили на вопросы сотрудников. Компания проводит внутренние эфиры, на которых обсуждаются меры безопасности и защиты друг друга, на офисных экранах транслируют информационные ролики, рассказывает Forbes руководитель корпоративных коммуникаций Mail.ru Group Сергей Лучин: «У нас даже есть специальная система бейджей для тех, кто привился, а еще мы готовим тематический мерч для коллег».

«Это равносильно локдауну, смерти и закрытию»: рестораторы Москвы о запрете впускать «не защищенных» от COVID-19

 

Деньги, выходные и призы

«Мы планируем ввести систему премирования для сотрудников, которые согласятся пройти вакцинацию. Кто-то, например, копит деньги на исполнение какой-нибудь мечты, и премия послужит для него стимулом сделать прививку», — считает основатель ресторанного холдинга Perelman People Владимир Перельман. Некоторые работодатели — как частные компании, так и государственные — планируют мотивировать своих сотрудников деньгами.

Руководство крупнейшего российского производителя автомобилей «Автоваз» пообещало заплатить сотрудникам, которые согласятся пройти вакцинацию, по 1500 рублей (деньги получат и те, кто уже сделал прививку ранее). Госагентство Russia Today выплатит 57500 рублей сотрудникам, которые уже сделали прививку или сделают ее до установленного законом дедлайна. В компании-дистрибьюторе пива и сидра «Интерпортфолио» платят вакцинировавшимся по 5000 рублей или компенсируют стоимость теста на антитела, рассказал Forbes президент компании Алексей Каневский. В сети семейных кафе «Андерсон» привитые сотрудники получают премию в размере 5000 рублей. По мнению основательницы сети Анастасии Татуловой, материальное стимулирование прививочной кампании работает.

Ресторатор Владимир Перельман не исключает возможности предоставления выходных сотрудникам, которые согласятся сделать прививку. Такой вариант рассматривает и «Азбука вкуса». По два дополнительных дня к отпуску для привившихся также планируют начать предоставлять в «Интерпортфолио». По данным Bloomberg, оплачиваемые выходные сотрудникам, которые сделают прививку, будет давать Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). Если люди будут плохо чувствовать себя после вакцинации, они смогут переждать несколько дней дома.

Впрочем, по мнению президента SuperJob Алексея Захарова, денежная мотивация и оплачиваемые выходные экономически невыгодны для бизнеса, поэтому в России такие меры в основном будут использовать госкомпании.

В некоторых российских компаниях, например, в сети спа-салонов «Тайрай», дарят призы привившимся сотрудникам. Авиакомпания «Алроса» разыгрывает среди вакцинированных работников снегоход Hyundai Solaris, пишет Bloomberg. Розыгрыши призов (в том числе и денежных) проводят металлургические компании «Евраз» и «Северсталь». Химический холдинг «Фосагро» обещает вакцинированным сотрудникам приоритет при распределении путевок в корпоративные оздоровительные учреждения. Также они могут посещать тренажерные залы и бассейны на территории предприятий. Гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев рассказал Forbes, что эти меры мотивировали сделать прививку почти 50% сотрудников (в штате компании, по данным «Фосагро», числятся более 17 000 человек).

 

Американская сеть супермаркетов Kroger, по данным CNN, оплачивает работникам, которые не привились из-за личных убеждений или проблем со здоровьем, курс, где им расскажут о мерах предосторожности, которые помогут уменьшить вероятность заражения. После прохождения курса непривитые сотрудники тоже получат деньги. Другая сеть супермаркетов, Target, оплачивает сотрудникам поездки на такси стоимостью до $15 до пункта вакцинации и обратно.

Как выполнить требования властей об обязательной вакцинации: инструкция для бизнеса

Медицинский кабинет в офисе

Чтобы сотрудники тратили на вакцинацию меньше времени, многие компании обеспечили необходимые для прививки условия прямо у себя в офисах. О том, что вакцинировать своих сотрудников в офисе совместно с фармкомпанией Walgreens Boots Alliance Inc. планирует Apple, в апреле писал Bloomberg. В России с весны 2021 года вакцинироваться прямо в офисе могут сотрудники Mail.ru Group. По словам директора по коммуникациям холдинга Сергея Лучина, записаться на вакцинацию можно через внутренний информационный ресурс, сотрудники компании заняли почти все места в очереди на ближайшие две недели.

В случае, если компания планирует организовать вакцинацию на своей территории, ей нужно обустроить медкабинеты, которые должны пройти проверку Роспотребнадзора и получить лицензию от Минздрава, рассказывал «Ведомостям» главный специалист по профпатологии комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Максим Чащин. Согласно требованиям Минздрава, перед прививкой человек должен заполнить анкету и пройти осмотр терапевта. В кабинете, где будет проводиться вакцинация, обязательно должны присутствовать средства противошоковой терапии и специальный холодильник для вакцины.

 

Плохая кампания: приведет ли обязательная вакцинация к расколу общества

Принудительная прививка

Согласно опросу медиагруппы «Актион-МЦФЭР», в котором участвовали 1613 руководителей и ведущих специалистов бэк-офиса в российских компаниях, три четверти руководителей не планируют побуждать сотрудников прививаться. Остальные респонденты планировали ввести либо поощрительные, либо взыскательные меры, либо и те и другие. Среди поощрительных мер самыми популярными оказались дополнительный выходной и денежные выплаты для сотрудников, которые решились сделать вакцину.

Лидером среди взыскательных мер стал запрет на посещение офиса. Некоторые руководители сообщили, что рассмотрят возможность увольнять людей, не желающих прививаться. Хотя такая возможность есть: московская мэрия пообещала предпринимателям, что у них будет право отстранять от работы непривитых сотрудников. О готовности расставаться с сотрудниками из-за неготовности привиться ранее говорили Forbes представитель сети кофеен «Шоколадница» и CEO сети химчисток BIANCA Ядадья Исаков.

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова рассказала «Вести FM», что получает очень много сообщений об ущемлении прав непривитых людей. По словам Москальковой, к ней обратились в том числе сотрудники «Норильского никеля», которых в случае отказа от вакцинации пообещали лишить премии и летнего отпуска. В пресс-службе «Норильского никеля» заявили РБК, что компания активно агитирует сотрудников вакцинироваться, но «о случаях принуждения сотрудников неизвестно». Москалькова утверждает, что руководство многих российских компаний грозит не желающим прививаться сотрудникам увольнением или лишением премии. По ее мнению, дискриминация непривитых от коронавируса граждан вызывает «массовый психоз».

 

«Просто нет выбора»: будет ли московский бизнес принуждать сотрудников к вакцинации

Чужая ответственность

Впрочем, многие предприниматели просто не верят, что у них получится мотивировать команду прививаться каким бы то ни было способом. Несколько сотрудников подмосковного салона красоты LUX отказались делать прививку под угрозой увольнения, рассказала Forbes гендиректор салона Юлия Савенкова. «Думаю, когда люди видят в вакцине угрозу для своего здоровья, не сработает никакая мотивация», — рассуждает она. Савенкова считает, что государство несправедливо перекладывает обязанности на предпринимателей.

Президент группы компаний «Диана» (химчистки и прачечные) Дмитрий Несветов сомневается в том, что премии или угрозы увольнения непривитых могут принести искомый результат. «Сейчас, конечно, фронтовая ситуация, но, когда «война» закончится, начнутся суды, ведь люди очень остро реагируют на вмешательство в их частную жизнь, а к собственному здоровью у них особенное отношение», — говорит он. Также предприниматель сомневается в том, что мощности существующей медицинской инфраструктуры выдержат «прививочный и тестовый ажиотаж»: «На анализы на антитела уже записаться невозможно».

Президент SuperJob Алексей Захаров убежден, что склонить большинство людей к вакцинации помогут только императивные методы, которыми имеет право пользоваться государство, но никак не бизнес. «Выяснять, кто привит, а кто не привит — это не дело работодателей, — считает предприниматель, — Единственный институт, который может ограничивать людей в правах — это государство. У работодателей нет и не должно быть права влиять на предпочтения людей».

 

Бонус за укол: в каких странах и как мотивируют делать прививку от коронавируса

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости