К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Проект Трампа и сеть для «бунтующих» трейдеров: за чьими IPO следить в 2022-м

Основатели Stripe Джон (слева) и Патрик Коллисоны (Фото David Paul Morris / Bloomberg via Getty Images)
Рынок IPO в 2022 году может показать новый максимум по количеству вышедших на биржу компаний, но удастся ли им обновить рекорд по привлеченным от инвесторов деньгам — это вопрос. Американский Forbes собрал потенциально крупнейшие сделки нового года, за которыми стоит следить

Феномен компаний-«единорогов», возникший в последнее десятилетие, привел к массированным вливаниям денег в стартапы. Как считает аналитик по венчурным инвестициям Pitchbook Кэмерон Стэнфилл, этот бум «наконец-то достиг пика», вылившись в рекордную волну активности на рынке IPO. Отчасти из-за того, что венчурные капиталисты вложили в стартапы триллионы долларов, тенденция выхода на рынок нашумевших «единорогов», получающих заоблачные рыночные оценки, вряд ли изменится в 2022 году, полагает аналитик.

По данным консалтинговой компании EY, в 2021 году рекордное количество компаний, 2388, стали публичными и привлекли в совокупности $453 млрд — это максимальная сумма за всю историю. Американский рынок также установил рекорд по объему IPO: почти 1100 компаний из США разместили свои акции и привлекли около $260 млрд. Криптовалютная биржа Coinbase, онлайн-брокер Robinhood и конкурирующий с Tesla производитель электромобилей Rivian — это лишь несколько примеров компаний, которые способствовали буму IPO и прямых листингов.

В числе компаний, готовящихся к IPO в 2022 году, — крупнейший фонд прямых инвестиций TPG Capital, сервис доставки продуктов Instacart и социальная сеть Reddit. По словам Стэнфилла, по количеству вышедших на биржу компаний 2022 год может обновить рекорд. Но не факт, что то же произойдет с суммами, привлекаемыми компаниями. «Это сложнее предсказать», — объясняет аналитик, ссылаясь на неопределенность вокруг «мегасделок», подобных размещениям Coinbase и игровой онлайн-платформы Roblox, которая сделала выбор в пользу прямого листинга после вынужденного переноса IPO в 2020 году из-за опасений резкого роста цен после его проведения. Но если в 2022 году платежный сервис Stripe, самая дорогая частная компания США с оценкой немногим ниже $100 млрд, наконец разместит акции на бирже, то рынок IPO может ждать новый рекорд. 

 

А что будет после размещения акций? «IPO — это заманчивое предложение, которое можно сравнить с лотерейным билетом, — говорит главный эксперт по рыночной стратегии брокерской компании Ally Invest Линдси Белл. — Тем не менее тяжело сказать, какие IPO обернутся провалом, а какие — успехом». Несмотря на оживление и ажиотаж вокруг IPO множества компаний, Белл предупреждает, что новые акции зачастую несут гораздо больший риск для инвесторов, чем акции, которые торгуются давно. Например, в апреле акции криптобиржи Coinbase в первый день торгов выросли на 75%, что было отчасти связано с беспрецедентной активностью розничных инвесторов в I квартале. Однако с тех пор стоимость акций криптобиржи снизилась более чем на 45% на фоне снижения всеобщего ажиотажа и роста цен на криптовалюты.

Ориентированный на IPO ETF-фонд компании Renaissance Capital, собравший, как утверждается, акции «крупнейших, наиболее ликвидных и недавно прошедших листинг» американских компаний объемом около $700 млн вырос на 107% в 2020 году, но упал примерно на 9,5% в 2021 году. Фондовый индекс S&P 500 в свою очередь вырос на 27%, индекс Nasdaq — на 23%. «Это не новая тенденция», — говорит Белл, комментируя падение акций компаний после IPO. По словам аналитика, акции половины компаний из США, которые провели IPO с 2015 по 2019 год, спустя примерно 12 месяцев после размещения торговались ниже начальной цены.

В то же время в декабре 2021 года волатильность фондового рынка подскочила до 11-месячного максимума после того, как ФРС США допустила три повышения процентной ставки в 2022 году и полное сворачивание антикризисного выкупа облигаций к марту 2022 года в ответ на рекордную по меркам прошедших десятилетий инфляцию. По мнению Стэнфилла, повышение ставок, которое, как правило, негативно сказывается на доходах публичных компаний и стоимости их акций, — это «ключевой вопрос». Аналитик ожидает роста волатильности, которая в конечном итоге может привести к переносам некоторых IPO или в краткосрочной перспективе полностью перечеркнуть планы некоторых компаний разместиться на бирже.

Несмотря на растущие риски, множество SPAC-компаний (созданы специально для слияния с частными предприятиями, которые хотят разместить свои акции на бирже без IPO) по-прежнему активно ищут возможности заключения сделок, что, вероятно, благоприятно скажется на количестве IPO в 2022 году, отмечает Стэнфилл. В прошлом году рекордное число SPAC-компаний — 606 — помогли стартапам выйти на биржу без IPO, а сейчас готовых к этому SPAC-компаний уже насчитывается около 575 (Forbes Media в августе тоже объявил о намерении выйти на биржу в 2022 году путем объединения со SPAC-компанией). Хотя Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) готовится ужесточить требования к раскрытию информации для подобных размещений, позволяющих значительно сэкономить время при выходе на биржу, самого объема средств в распоряжении SPAC-компаний и потенциала доходности для их инвесторов, вероятно, будет достаточно для того, чтобы поддержать рынок IPO, несмотря на сохраняющуюся неопределенность. Тем более что у большинства компаний есть не больше двух лет для заключения сделки или возврата денежных средств.

На рынке IPO ожидается еще один насыщенный год, однако пока не совсем ясно, чего именно от него ожидать — очередного бума или провалов. Ниже — список компаний, за которыми стоит следить в преддверии IPO в 2022 году.

 

Chime

Последняя оценка: $25 млрд после привлечения финансирования в сентябре 2021 года.

О том, что онлайн-банк Chime ведет переговоры о размещении акций в марте 2022 года с оценкой до $45 млрд, в октябре сообщил источник Forbes USA. Компания из Сан-Франциско пока не выступала с официальным заявлением об IPO, но предполагаемые сроки сходятся: в сентябре 2020 года гендиректор Chime Крис Бритт заявил, что компания «будет готова к IPO» в течение одного года. «Каждую неделю мне звонят представители как минимум двух SPAC-компаний, которые хотят узнать, не заинтересованы ли мы в быстром выходе на фондовый рынок», — рассказывал Бритт в то время. 

Discord

Последняя оценка: $15 млрд после привлечения финансирования в сентябре 2021 года. 

Хотя чат-платформа Discord пока официально не заявляла о намерении провести IPO, инвесторы ожидают потенциального выхода компании на рынок еще с апреля 2021 года, когда безрезультатно завершились ее переговоры с Microsoft о поглощении как минимум за $10 млрд. «Мы действительно получили много предложений», — заявил CNBC в мае гендиректор и основатель Discord Джейсон Ситрон. Он добавил, что это «огромная возможность» для компании и для почти 150 млн активных пользователей Discord, но о конкретных планах по продаже сервиса или выходу на рынок не сообщил.

Impossible

Последняя оценка: $4 млрд после привлечения финансирования в августе 2020 года.

Производитель растительного мяса Impossible, по неподтвержденным данным, рассчитывает на оценку в $10 млрд (Фото David Paul Morris·Bloomberg via Getty Images)

В ноябре основатель и гендиректор производителя растительного мяса Impossible Пэт Браун назвал IPO компании «неизбежным», но о возможных сроках его проведения умолчал. С момента основания в 2011 году Impossible привлекла около $1,5 млрд и, по неподтвержденным данным, рассчитывает на оценку в $10 млрд. Это сделает Impossible мощным конкурентом для производителя заменителей мяса на растительной основе Beyond Meat, который разместил акции на Nasdaq в 2019 году и сейчас стоит примерно $5 млрд.

Instacart

Последняя оценка: $39 млрд после привлечения финансирования в марте 2021 года.

Сервис доставки продуктов Instacart изначально надеялся провести IPO с оценкой в $50 млрд в 2021 году, но новый гендиректор компании Фиджи Симо отложила эти планы на 2022 год. Рынок оказался не слишком благосклонен к прямому конкуренту сервиса доставки еды DoorDash: его акции торгуются примерно на 20% дешевле по сравнению с первым днем на бирже в декабре 2020 года. За время перерыва, по задумке Симо, Instacart сможет расширить свои услуги, выйдя за пределы простой доставки. Аналитики eMarketer отмечают, что, в отличие от DoorDash, у Instacart есть козырь в рукаве — быстро растущая интегрированная рекламная платформа, которую другие компании могут использовать для продвижения своих товаров в результатах поиска в приложении сервиса.

Reddit

Последняя оценка: $10 млрд после привлечения финансирования в августе 2021 года.

15 декабря 2021 года социальная сеть Reddit подала документы на IPO в 2022 году, но не раскрыла никаких финансовых деталей и заявила, что решение об объеме привлекаемых средств пока что не принято. По неподтвержденным данным, после крупного раунда финансирования в августе интернет-форум, основанный 16 лет назад, рассчитывает на оценку в $15 млрд. Это не так много в сравнении со стоимостью конкурентов Reddit, вроде Facebook и Twitter. В 2021 году Reddit стал главной площадкой для обсуждения так называемых мемных акций, и теперь активные пользователи соцсети ждут того момента, когда ее собственные акции могут стать «мемными».

 
В 2021 году Reddit стал главной соцсетью для обсуждения так называемых мемных акций (Фото Getty Images)

Stripe

Последняя оценка: $95 млрд после привлечения финансирования в апреле 2021 года. 

Платежный сервис Stripe братьев-миллиардеров Патрика и Джона Коллисонов больше года рассуждал о возможном IPO, чтобы стимулировать рост компании за счет нового финансирования. В августе Джон Коллисон в интервью CNBC заявил, что Stripe «счастлив быть частной компанией», но позднее Bloomberg сообщил, что в сентябре представители финтех-компании обсуждали с инвестбанками возможность выхода на биржу в 2022 году, в ходе которого конкурент PayPal может приблизиться к оценке в $100 млрд. Если основатели сервиса решатся на это, то размещение акций Stripe без труда станет одним из крупнейших IPO 2022 года.

TPG Capital

Активы под управлением: $109 млрд по состоянию на декабрь 2021 года.

В конце декабря фонд прямых инвестиций TPG Capital миллиардеров Джеймса Коултера и Дэвида Бондермана объявил о намерении разместить акции на Nasdaq. Компания не раскрыла все детали сделки, но сообщила, что собирается привлечь не менее $100 млн и допускает, что эта цифра может вырасти в зависимости от интереса инвесторов.Компания, которая рассчитывает на оценку в $9,5 млрд, владеет долями в голливудском агентстве талантов CAA, медийной компании Vice Media и стриминговом сервисе Spotify. IPO компании возродит листинги частных инвестиционных фондов после массового бума сделок по выкупу акций.

Trump Media 

Последняя оценка: $2 млрд по состоянию на январь 2022 года.

 

Бывший президент США Дональд Трамп поразил инвесторов в октябре 2021 года, заявив о намерении разместить акции своей новой компании Trump Media & Technology Group на бирже через слияние со SPAC. Акции выбранной для этого SPAC-компании Digital World Acquisition Corp. взлетели больше чем на 1300% на фоне внезапного интереса розничных инвесторов. На короткое время рыночная капитализация SPAC-компании даже достигла $10 млрд, при том что в рамках анонсированной Trump Media сделки компания была оценена в $875 млн. Как только ажиотаж схлынул, акции Digital World Acquisition Corp. обвалились на 70%.

В свою очередь Trump Media, основанная в феврале 2021 года и до сих пор не выпустившая ни одного продукта, заявила о планах привлечь больше $1 млрд от инвесторов. Активность компании привлекла внимание регуляторов: в декабре Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) начала расследование торгов бумагами Digital World Acquisition Corp. и коммуникаций между руководством двух компаний, связанных со слиянием. Ни одной из сторон не предъявили никаких обвинений, но все же остается не совсем ясно, как расследование может повлиять на новый проект Трампа.

Перевод Полины Шеноевой

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+